Иран после санкций

Более 30 лет иранская экономика испытывала давление санкций и ограничений. Предложенная верховным духовным лидером Али Хаменеи в 2012 году, в ответ на ужесточенные международных санкций, политика экономики сопротивления утвердила вектор на снижение уязвимости национальной экономики. Важным аспектом программы «Экономики сопротивления» является снижение зависимости от экспорта нефти путем выбора стратегических партнеров, участия частного сектора в нефтяном экспорте, увеличение экспорта газа, нефтепродуктов и нефтехимии. Уделено особое внимание развитию специальных и свободных экономических зон с целью получения технологий и развития внутреннего производства и проведению мер по содействию социальной справедливости.

Сегодня Иран, избавленный от большей части западных санкций, может стать крупнейшим рынком, присоединяющимся к глобальной экономике со времен падения железного занавеса. Активное участие РФ в решении ядерной проблемы Тегерана дало надежду, что отечественные компании на правах союзника получат привлекательные возможности в стране.

После вступления в силу Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ядерной проблемы и снятия санкций Совбеза ООН Иран стал стремительно набирать политический и экономический вес.

Следует отметить, что по мере снятия санкций Иран продолжит реализацию программы импортозамещения в рамках стратегии «Экономики сопротивления». На фоне укрепления конкурентноспособности иранской экономики ЕС, Китай и Россия вступили в борьбу за доли на многообещающем внутреннем рынке Ирана.

По своему географическому положению, размеру населения, экономическому и политическому потенциалу Иран может стать самым важным рынком, который присоединяется к глобальной экономике с 90-х. Иран вступает в новую эру, вызванную снятием санкций и победой реформаторов президента Роухани на выборах в парламент и совет экспертов. Сейчас исламская республика ожидает резкого роста экономики, а борьба за ее рынки входит в горячую стадию. 

В рамках принятого в ИРИ VI плана пятилетнего развития 2016-2021 предусмотрено развитие предпринимательства и укрепление конкурентноспособности внутреннего рынка, развитие системы финансового обеспечения во взаимодействии с национальными и зарубежными институтами. Запланированы ежегодные отчисления 30% доходов от экспорта нефти и газового конденсата в «Фонд национального развития». Обеспечение национальных банков кредитной линией в объеме 20% от объема ежегодных поступлений для льготного кредитования сельского хозяйства, малого производства и кооперативов.

Предусмотрено развитие портов Персидского залива и определен приоритет развития железной дороги с выходом на железнодорожные сети соседних государств.

Приоритетными отраслями промышленности определены нефтяная, нефтехимическая, газовая, транспортная, строительная, информационно-телекомуникационная, воздушная, морская, водно-сельскохозяйственная. Предусмотрено развитие электронного правительства, национальной информационной сети, обеспечение ее безопасности и идентификации пользователей.

По оценкам, только в 2016 году в Иран из-за рубежа в том или ином виде вернутся минимум $38 млрд, или 9% ВВП. Всемирный банк ожидает роста ВВП страны в 2016–2017 и 2017–2018 финансовых годах (с марта по март) на 5,5% в год и далее — на 3,5–4% в год.

Иран изо всех сил пытается укрепить свою экономику после стагнации, вызванной кабальными международными санкциями. 

Ежегодные инвестиции в промышленном секторе Ирана выросли на 19,5 % за год, закончившийся 19 марта. Только в течение зимы (21 декабря 2015 года-19 марта 2016 г.) объем инвестиций в промышленном секторе страны составил $ 12 млрд. Это на 179,4 % больше, в годовом исчислении.

Иран в настоящее время производит до 3,8 млн. баррелей нефти и экспортирует 2,3 млн. баррелей в день. Иран начал инвестировать $ 5 миллиардов в нефтехимический сектор и направил средства на создание более 12 нефтехимических комплексов по всей стране. Ненефтяной экспорт в течение периода с 20 марта по 20 июня 2016 года показал рост на 36% с точки зрения веса и рост на 21% в стоимостном выражении. Он достиг суммы $ 16 млрд. против $ 13,4 млрд. за тот же период в 2015 году.

Большинство политического руководства Ирана делает ставку на наращивание связей с Россией. Но если политические отношения между нашими странами сейчас находятся на очень высоком уровне, а наши военные плечом к плечу противостоят террористам в Сирии, то экономическое сотрудничество пока оставляет желать лучшего. И нам вряд ли разумно сидеть сложа руки, вместо того чтобы активно поддерживать сторонников российской ориентации в Тегеране.

Москва и Тегеран поддерживают регулярный политический диалог по широкому спектру вопросов, включая нераспространение, разоружение, борьбу с терроризмом, положение в Центральной Азии, Ближнем Востоке, Афганистане, Закавказье, Каспийском регионе, Ираке. Россия и Иран развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, научной, культурной и других областях. Большую роль в развитии политического диалога с Ираном играют контакты на высшем уровне.